Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история

Яков Кротов

Вера

 

СОБОРЫ: ВСЕЛЕНСКИЕ И НЕ ОЧЕНЬ

 

Вселенские соборы древности назывались «вселенскими», потому что «вселенной» люди древности считали только ту часть мира, которая была им понятна. Сегодня мы видим, что ничего вселенского во вселенских соборах не было, они охватывали бассейн Средиземноморья, едва ли двадцатую часть тогдашнего человечества. А ведь в Китае уже были христиане в эпоху вселенских соборов, но представлены на соборах они не были.

Впрочем, собор в древнехристианском представлении – не столько международная конференция управленцев и богословов, сколько собрание акционеров. В Церкви может остаться всего три человека – их собрание и будет вселенским. Другое дело, что в Церкви контрольный пакет акций у Духа Божия. «Днесь [сегодня] благодать Святаго Духа нас собрала», - поют, открывая православные соборы. Но Дух свободен и потому, если собравшиеся во имя Духа, оказываются на стороне плоти, крови, материи, Дух не мечет гром и молнии, а тихо исходит.

Формально вселенские соборы, в отличие от нынешних, созывались для обсуждения догматических вопросов – то есть, обсуждали формулировки вероучения. Но спор о догматах лишь прикрывал желание восстановить единство Церкви. Более того, на самом деле никто не хотел примиряться, соборы ставили своей целью оправдать разрыв с неугодными христианскими сообществами расхождениями в догматах. «Неугодные» - то есть, «непохожие на меня». Так в течение первого тысячелетия оказались объявлены нехристями христианские сообщества Египта, Сирии, Армении и всей Западной Европы с Римом во главе.

Только надо понимать, что отверженные вовсе не считали себя отверженными. Они-то созывали собственные соборы, они сами отвергали и отлучали непохожих на себя. И если не эта нетерпимость – даже, прямо скажем, нетолерантность – не грех против Духа Святого, то что?

Католики, впрочем, вселенским собором отвержены не были по одной забавно-канцелярской причине. Изначально Римский Папа считался первым среди прочих патриархов, без его представителей соборы собираться не могли, без согласия Рима решения соборов силы не имели (и не должны иметь). Понятно, что никакой Римский папа не санкционировал бы отлучение себя и римо-католиков от Церкви. В этой патовой ситуации православные и католики пребывают по сей день. Разница та, что католики набрались смелости и проводят соборы без православных, называя эти соборы именно вселенскими, а православные мнутся и свой вселенский собор, который давно планируют, называют «общеправославным собором».

У католиков соборы были побеждены папами в XVI веке. На протестантскую децентрализацию католичество ответило усилением централизации. К этим двум моделям организации церковной жизни вполне относятся слова Сталина: «Обе хуже». «А вы, друзья, как ни садитесь». Правда, если приходит Дух Святой (а Он приходит, он же не Сталин), то обе модели оживают и оказываются не такими уж бесполезными.

Православные тоже пытаются оживить свою теоретическую «соборность». При этом над ними, конечно, довлеет опыт западного христианства – ведь православные живут не в гетто, они часть именно западной цивилизации, даже русские православные. Хотя все вестернизированы в очень разной степени, и не всем вестернизация идет впрок.

Впервые общеправославный собор решили созвать в 1920-е годы. Московская Патриархия тогда была под Сталиным, контакты с заграницей были решительно запрещены. Собор и собирался обсуждать сталинские гонения на Церковь. После Второй мировой войны Сталин попробовал взять инициативу на себя: оплатил проведение в Москве совещания церковных лидеров многих православных стран. Он хотел превратить Загорск в свой личный Ватикан, который бы помог России вытеснить с Ближнего Востока Британскую империю. Но не хватило ни сил, ни денег. Да и Ближний Восток оказался вовсе не марионеткой, которая терпеливо ждет, когда кукловоды разберутся, кто будет дергать за ниточки.

«Общеправославный» собор, который пытаются созвать уже в течение ста лет, есть псевдоним собора «вселенского». Просто православные не наберутся духа формально отречься от католиков – и это очень хорошо, потому что дух такого отречения нехристианский. Плохо, что на практике католиков братьями не считают. Взаимные анафемы сняли полвека назад, но тут как с Львом Толстым – мало снять с него анафему, наложенную на него под видом запрета отпевать, надо еще Льва Николаевича прочесть, понять и принять.

В 1959 году Папа Римский объявил о созыве вселенского собора. Вселенским он был только с точки зрения католиков, по счету – двадцать второй. Через два года православные заявили, что тоже будут организовывать – нет, не вселенский собор, а общеправославный. Программу собора скопировали у католиков. Правда, за полвека подготовки к этому собору куда-то выпал самый главный пункт – расширение участия мирян в жизни Церкви.

Второй Ватиканский собор (так обычно называют католический XXII Вселенский собор) не принес католикам большого счастья. Его главный результат – богослужение стало менее унифицированным, ведется на разных и живых языках. Но централизация не уменьшилась, роль мирян в принятии решений не выросла. Но стало больше толерантности, хотя не самого лучшего рода. Похоже на ситуацию в России в эпоху застоя: власть вверху сама по себе, люди внизу сами по себе. Но формально – народ и аппаратчики едины. Жгучие вопросы о презервативах, абортах и женатом духовенстве жгут по-прежнему.

Православным вроде бы легче. Духовенство женится – от этого никому ни холодно, ни жарко (кроме духовенства, конечно). Главный канон не писан и звучит вполне по-русски: «Если нельзя, но очень хочется, то можно». Очень похоже на «Дух дышет, где хочет», хотя о полном совпадении говорить не приходится – слишком многие страдают от «можно», которое позволяют себе православные.

В принципе, собор можно было бы и не созывать. Договориться о едином календаре можно и без собора, да и не принципиальный это вопрос. Единство не в том, чтобы всем в один день к небу воспарять, одинаково махая крылами. Собор, однако, нужен для решения одного неназываемого, но жгучего вопросика – о власти.

В православии церкви организуются по национальному признаку. Вопрос в том, что считать нацией. В современной западной традиции «национальное государство» - это страна, в которой все граждане – одной нации. Получил паспорт француза – ты француз. Почему паспорт получить отнюдь не легко, а без знания французского языка и истории Франции вообще никак. То ли дело в России – тут и «этнические русские» плохо говорят на русском и имеют об истории России самые дикарские представления, что уж говорить о лаках и вепсах. Россия даже гордится тем, что она «многонациональная».

Россия оказывается и главным препятствием для созыва общеправославного собора. В течение почти ста лет Московская Патриархия просто отказывалась от участия в соборе. Путин распорядился иначе – и подкрепил распоряжение огромными дотациями, и теперь Московская Патриархия рвется возглавить собор и православие в целом. При этом гибкость в речах демонстрируется изумительная. Долгое время Московская Патриархия требовала признания своих прав как самой большой Церкви. Меньшинство не должно диктовать большинству! Нас 150 миллионов!!

На практике, конечно, в Московской Патриархии не наберется и 10 миллионов. Да и откуда столько православных в России, население которой давно меньше 140 миллионов (никто не знает, насколько меньше – статистика превращена в пустой обряд), причем из них большинство – атеисты, а есть и мусульмане несколько десятков миллиончиков. Более того: в России православные, в отличие от других стран, не имеют никаких прав в собственной Церкви. Все имущество оформлено на Синод, прихожане не вписываются в книги прихода, не имеют права голоса, не выбирают священников, в общем – лишены всех тех прав, которые они имеют в других Православных Церквах. Епископ – всего лишь чиновник при Патриархе. Вполне сталинистская – или римо-католическая – модель. Только у римо-католиков эта модель сильно облагорожена практикой, а у московских православных она практикой сильно загажена.

Чтобы выглядеть большинством, руководство Московской Патриархии ударными, поистине большевистскими темпами стало организовывать новые, часто совсем крошечные епархии, чтобы на общеправославном соборе оказаться большинством. Не выходит – все-таки из 500 православных иерархов за Московской Патриархией будет около 220. Более того: из-за агрессии России против Украины украинские епископы – а их почти сотня – могут явно переметнуться на сторону врага («враги» для Московской Патриархии все, кто ей не подчиняются слепо и тупо).

Так совершилось чудо: патриарх Московский, десятилетиями критиковавший западную демократию как защиту меньшинств, ущемление прав большинства, выбросил новый лозунг:

«Православный собор должен стать местом, где Дух Святой являет своим присутствием в церковном единомыслии, где невозможно тираническое подчинение меньшинства воле большинства».

То есть, решения собора должны приниматься единогласно. Понятно, что это невозможно. Значит, надо решить все до собора, чтобы собор превратился в хорошо срежиссированный спектакль. Если были потемкинские деревни, то будет и потемкинский собор!

При этом Московская Патриархии продолжает агрессию против всего прогрессивного человечества – впрочем, не брезгуя агрессией и против человечества непрогрессивного.

В США Московская патриархия еще при большевиках, в 1970 году, объявила свои приходы (в США у каждой православной нации свои приходы) – Американской Православной Церковью. Конечно, греки, сербы, болгары и т.п., живущие в Америке, с этим не согласились. Никто не собирается пускать эту «АПЦ» на общеправославный собор. Впрочем, и Московская Патриархия теперь содержит в Америки приходы, которые «АПЦ» не подчиняются, а подчиняются непосредственно Москве.

В Грузии Московская патриархия обзавелась приходами в 2008 году, после завоевания трети Грузии российскими войсками. Однако, поскольку Россия формально не присоединила завоеванных земель, они числятся «независимыми», то и кремлевская Церковь формально остается как бы «ни при чем», она просто парит над этими землями. А что ее священники и епископы там служат – так это ради блага паствы. Чтобы не были сиротинушками.

В Чехии в 2013 году Московская Патриархия (в лице своего знаменитого черного рейдера – митрополита Илариона Алфеева) организовала небольшой переворот, заменив главу местной Церкви на промосковского аппаратчика. Переворота этого никто из других Православных Церквей не признал.

Нет, видимо, сейчас на планете такой страны, где бы Московская Патриархия на деньги Кремля не организовывала своих филиалов – при посольствах и не только. Но уж, конечно, в России другим православным Церквам так поступать не дадут! Раковая опухоль стремится проникнуть всюду, но здоровых клеток внутри себя терпеть не будет!

Состоится ли в 2016 году общеправославный собор? Насколько же никчемный этот вопрос в сравнении с другим: будут ли российские войска убивать украинцев – и русскоговорящих, и украинскоговорящих – осуществляя ползучее завоевание Украины? Где остановятся эти войска? Да, за московскими войсками будут продвигаться и священники Московской Патриархии, как они уже продвинулись в Грузию, но это ведь обстоятельство хоть и гнусное, но мелкое. Украинцу все равно, убьют его по благословению или без оного. Богу, конечно, не все равно. Он ответит на благословение с пулей. Но Его ответ не симметричный, это ответ Мудрости и Любви, а не голливудского спецназовца. И слава Богу!

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова